Начиная с 2012 года, согласно результатам рейтингов Ассоциации инновационных регионов и Высшей школы экономики, Калужская область стабильно входит в первую десятку инновационных регионов страны. А по критерию «инновационная политика» постоянно находится на лидирующих позициях. Это при том, что изначальный потенциал области уступал многим регионам с большими университетами, которые традиционно становятся двигателями инноваций.
Есть конкретные результаты и по привлечению финансирования. Только по программам Фонда содействия инновациям за эти годы было выделено 740,2 млн рублей, в том числе 683,2 млн рублей для 137 наших предприятий. А общая сумма привлеченных средств на поддержку инноваций составила более 3,1 млрд рублей.
– Как возникла идея создания фармацевтического кластера? – Мы сфокусировались на наиболее перспективных с точки зрения потенциала и динамики отраслях, фармацевтика среди них. Катализатором развития медико-фармацевтического направления в регионе стал первый наукоград «Обнинск», где сосредоточена научно-исследовательская и образовательная база кластера.
Формирование КФК началось в конце 2011 года, в 2012 он был зарегистрирован, опять же одним из первых в России. Изначально в нем было 12 участников.
В 2013 году мы вышли на первый конкурс Минэкономразвития по пилотным инновационным российским кластерам с региональной программой «Фармацевтика, биотехнологии и биомедицина» и получили статус пилотного инновационного территориального кластера РФ.
Эти годы были зарей кластерной политики в России. Именно в этот период были заложены основы больших успехов, создания новых производств, индустриализации, экономического роста.
Сила убеждения
– Фармотрасль известна консервативным настроем. Какие аргументы помогли вам убедить участников рынка работать в формате единого кластера?
– Действительно, поначалу эта идея вызвала некоторую настороженность, особенно у крупных предприятий, сомнения в синергетическом эффекте. Мы нашли для потенциальных партнеров главные аргументы.
Во-первых, это лоббирование интересов участников кластера в региональных и федеральных органах власти. Сила убеждения двадцати компаний всегда намного больше, чем одной.
Во-вторых, – подготовка квалифицированных кадров для отрасли. Это ключевой вопрос для всех участников.
Третий принцип – стратегия развития, направленная на достижение синергетического эффекта. Конечно, развитые GMP-производства конкурируют между собой. Но это не отменяет возможности создавать целый ряд совместных проектов, которые приносят взаимную пользу. Вот только один показательный пример. Когда компания «Ниармедик» строила свой завод, ее ключевой препарат выпускала компания «Хемофарм», при этом набирая сотрудников на новую линию. Как только новый завод был построен, вся эта смена перешла в «Ниармедик». И сотрудничество двух производителей продолжается, поскольку потребности в препарате оказались даже больше производственных мощностей построенного завода.
Этот пример далеко не единичен. Участники фармкластера нарабатывают связи, и их взаимодействие – один из определяющих факторов привлечения инвестиций.
У нас создана структура, которая включает все звенья производственной цепочки, и она продолжает совершенствоваться. Раньше наши предприятия вывозили отходы за 300–400 километров. Мы выявили общую потребность и уже через месяц нашли инвестора, который построил завод по переработке фармацевтических отходов в пяти километрах от Обнинска. Это позволило, как минимум, значительно сократить затраты на транспорт.
Была решена и проблема логистических цепочек. При завозе фармсубстанции должны находиться в температурном режиме и их надо быстро растаможивать. Поэтому у нас реализован проект «Грузовая деревня» – в 15 километрах от Обнинска расположены таможенные посты, которые имеют лучшие показатели в России по скорости растаможивания, по основным фармсубстанциям процесс занимает несколько часов.
Калужский актив
– Какую роль КФК играет в экономике Калужской области?
– Это стабильный и динамично развивающийся сектор – оплот роста экономики региона. За 8 лет объем производства вырос в десять раз – с 5 млрд рублей в 2012 году до 53 млрд в 2019. Это 6–7% от общего объема области.
С 2012 по 2016 годы было открыто 4 завода полного цикла по стандартам GMP с общим объемом инвестиций 51,72 млрдрублей. Сегодня у нас 10 средних и крупных производств по стандартам GMP.
В рамках фармкластера развивается около 20 проектов, 7 проектных компаний – резиденты инновационного центра «Сколково», что можно считать показателем перспективности.
Кластерные предприятия выпускают 162 готовых лекарственных препаратов, ряд проектов по новым лекарствам находятся в разработке. Кластер стал первым в России обладателем европейского серебряного сертификата Cluster Excellence и подтвердил соответствие результатов своей деятельности ведущим мировым практикам по группе «Health and medical science». Сегодня кластер хорошо известен не только в России, но и за рубежом.
И еще один немаловажный момент: на территории КФК занято более 9 тысяч человек, и среднемесячная зарплата на фармацевтических производствах выше, чем на многих других предприятиях региона и страны.
– Расскажите подробнее об участниках кластера и их специализации.
– У нас работает 66 участников, расскажу прежде всего о наших лидерах. Это, например, Astra Zeneca – первая в России фармкомпания, которая заключила специнвестконтракт (СПИК) с Минпромторгом. В рамках соглашения будет построена новая линия, где будут выпускаться порядка 30 оригинальных препаратов для лечения заболеваний в таких терапевтических областях, как онкология, кардиология, гастроэнтерология, психиатрия и пульмонология. Это практически 80% портфеля компании в России.
В 2018 году СПИК заключила компания «НоваМедика». Соглашение предусматривает создание с нулевого цикла в Калужской области завода по производству стерильных инъекционных лекарственных форм. В рамках его реализации производитель вложит в проект более 3 млрд рублей. Это самый крупный СПИК на сегодня в российской фарминдустрии по объему инвестиций.
Наиболее яркий пример по специализации производства – завод Novo Nordisk. В производство инсулинов по полному циклу было инвестировано более 8 млрд рублей, создано 300 рабочих мест.
Большой объем производства приходится на крупнейших производителей дженериков – компании Berlin-Chemie и Stada (Hemofarm).
На площадке завода «НиармедикФарма» было открыто производство полного цикла реагентов для генетической идентификации личности человека и установления родства. Набор реагентов – собственная, уникальная разработка компании, которая существенно отличается от западных аналогов. Компания рассчитывает снизить зависимость российских лабораторий от зарубежных поставщиков с 98 до 50 процентов.
В этом году вошел в строй еще один завод по производству пептидных препаратов – компании «Фармсинтез».
Среди участников кластера – производитель фармацевтических субстанций компания «Бион», что создает дополнительные возможности для создания производств полного цикла.
Недавно к кластеру присоединились производитель современной фармацевтической упаковки Palladio Zannini и компания «Б-Фарм», поставщик вакцин и медикаментов отечественного и импортного производства.
Задел на будущее
– Среди главных направлений вы назвали подготовку кадров для фармацевтической промышленности. Как выстроена эта система и чего удалось добиться за эти годы?
– Центр подготовки кадров для фармотрасли на базе медицинского факультета Обнинского института атомной энергетики мы создали в 2015 году. Центр готовит бакалавров и магистров, занимается переподготовкой. Ежегодно выпускаем 40–50 молодых сотрудников и таким образом перекрываем все потребности наших фармацевтических предприятий в кадрах. В прошлом году более 300 специалистов прошли переподготовку на семинарах с выдачей соответствующих сертификатов.
Практически все преподаватели центра – действующие сотрудники наших фармацевтических предприятий, кандидаты и доктора наук. Проблем с трудоустройством выпускников не бывает – еще на этапе учебы они разбираются компаниями.
Компания Hemofarm в 2019 году учредила стипендиальную программу для студентов, которые обучаются в рамках калужского фармкластера. При этом компания не выставляет условия, что студент потом обязан пойти работать именно к ним. Это блестящий пример корпоративной ответственности для подготовки кадров.
Текущий год, конечно, оказался непростым, но мы перестроили систему обучения, начиная с мая стали проводить вебинары. Эта форма, по отзывам участников, нисколько не уступила по эффективности очному обучению. Если в очной форме были задействованы около 40 сотрудников предприятий, на один семинар в одной аудитории, то здесь ограничений нет – в семинарах принимали участие по 60–90 человек. По новому формату в этом году прошли подготовку уже более 480 сотрудников – специалистов предприятий. Не менее важно, что семинары записываются и выкладываются на сайте – в любой момент можно вернуться к просмотру, изучить дополнительные материалы и презентации. Развитая система подготовки и переподготовки кадров – наиболее важный, склеивающий взаимодействие предприятий кластера элемент.
– Как развивается проект КФК по разработке радиофармацевтических препаратов?
– В состав КФК входит группа предприятий «Росатома», которые занимаются разработкой и выпуском радиофармпрепаратов. Это НИФХИ им. Карпова и Физико-энергетический институт имени А.И. Лейпунского.
Участники кластера вовлечены в реализацию проекта «Ядерная аптека» по разработке, производству и обеспечению медицинского применения радиофармацевтических лекарственных препаратов (РФЛП), в рамках которого клиники смогут получать персонализированную дозу РФЛП.
В июне 2019 года на XXIII Петербургском международном экономическом форуме состоялось подписание соглашения о намерениях по созданию в Калужской области центра протонной терапии для лечения онкозаболеваний. По условиям соглашения он будет создан к 2024 году. Оператором проекта стал Инженерно-маркетинговый центр концерна «Вега», входящий в «Росэлектронику». Proton Therapy Developments. r.o. выступит в качестве соинвестора.
Наш радиофармпрепарат на основе β-излучающего самария-153 в термочувствительном носителе для брахитерапии опухолей победил на конкурсе инновационных разработок «Стартап-Ралли» в номинации концерна Bayer.
В планах – создание первого в России центра ионной терапии, который будет построен на базе Национального медицинского исследовательского центра радиологии Минздрава России в Обнинске.
Принято решение о строительстве завода по производству радиофармпрепаратов на территории НИФХИ. Завершение строительства планируется к 2024 году. Последние два года мы также активно развиваем проект по созданию инновационного научно-технологического центра и уже получили поддержку ФМБА. Теперь ждем соответствующего постановления правительства.
– Каковы основные приоритеты развития кластера в ближайшей и отдаленной перспективе?
– Один из главных приоритетов – строительство новых предприятий и привлечение новых инвесторов. Рассчитываем, что в течение 3–4 лет число GMP-производств у нас достигнет 15–16.
В ближайшее время планируется закончить строительство трех заводов. В продвинутой стадии строительства находится завод «НоваМедика» – совместный проект с АО «Роснано», на площадке которого предполагается производить более 35 препаратов по контракту с компанией Pfizer.
Все компании, которые у нас работают, ставят целью расширение объемов выпуска продукции. К 2025 году рассчитываем выйти на объем в 100 млрд рублей по этому показателю.
В наших планах также создание центра фармацевтики и медицины в ИНТЦ «Парк ядерных и медицинских технологий», работа в области информационных технологий, без которых ни в фармацевтике, ни в жизни не обойтись.